Отчет 12. Марокко, день 2.

Утром нас ждут две проблемы: нам нечем платить за номер и мы не знаем, сколько времени.
Дело в том, что айфоны, макбуки и Яндекс в один голос показывают на четыре часа меньше чем в Москве, но мы-то знаем, что с Марокко у нас разница три часа, и никак не может быть четыре. Даже если просто подумать, то в Москве у нас Гринвич плюс три, а Марроканское время установено точно по Гринвичу, то есть, тут должно быть на 3 часа меньше. Над этой проблемой мы дружно тупим час, хотя точное время нас сейчас должно заботить меньше всего, ведь здесь оно вообще никого не заботит. Тут даже чекаута как такового нет, уезжай когда хочешь! Но вот без денег нам съехать не удастся! А с деньгами засада, потому что карточки отель не принимает, банкомат в этой дыре один, и по всем картам он отказывает. То ли там купюры закончились, то ли с картами проблемы – непонятно, он на французском что-то пишет, мы даже прочесть не успеваем, что именно.

Дожидаемся банковского работника, начинаем выносить ему мозг. Он пробует, смотрит, объясняет что с нашими картами что-то не то, но он не знает, что именно. Мы при нем пробуем разные карты разных банков, оформленные на разных людей – не работает ни одна. Говорим что проблема наверняка в банкомате, он идет звонить в офис, а мы остаемся чесать репу. Отчаявшись, предлагаем банкомату последний вариант, Оксанину Визу-Космополитан. Банкомат начинает шуршать купюрами и как ни в чем ни бывало, выдает нам 1000 дирам. Оказывается, проблема в чипах! Космо-виза была единственной нечипованной картой, и она сработала! Видимо, не дошли еще сюда новые технологии.
Выселяемся сильно после обеда. Дружно решаем сперва заехать на пляж, потому что всех завораживает вид из окна.

Ищем съезд к воде и попадаем на городской пляж. Пляж чистый от мусора и очень красивый.

Любуемся волнами.

Единственное, что напрягает – это наличие местных рыбаков, наперебой предлагающих рыбу, омаров, крабов, мидий, устриц и прочую морскую живность.

Если подойти к воде, то глазу открываются десятки километров красивейших, песчаных, безлюдных пляжей справа и слева от нас. Но дороги туда нет и местные ездят там только на квадроциклах. А чем наш джип не квадроцикл?

Правда, высоченная дюна не дается даже с разгону.

Несколько попыток ни к чему не приводят. Закапываемся. Берем левее, где чуть менее крутой склон. Успешно штурмуем перевал, но дальше по пляжу все равно не можем нормально ехать - машина по диски тонет в песке и едет с трудом, только на пониженной передаче, медленнее пешехода. Песок очень влажный и даже ноги тонут в нем по щиколотку.

Местные жители и народ на квадрациклах уже в ожидании, что мы застрянем и попросим помощи. Как бы не так! Спускаем давление до 0,8 атмосфер. Колеса большие, поэтому спускать их долго – минут пять. Юля даже решает позагорать пока.

На полуспущенных колесах машина без труда берет любой бархан, а по пляжу просто летает как по асфальту!

Через пять минут мы уже не видим ни одного аборигена и наслаждаемся видами океана в гордом одиночестве.

Здесь берег уже покруче и волны, соответственно, на порядок выше!

Можно часами смотреть, как они бьются о берег.

Разбившись о скалы, волны превращаются пену. Так и хочется нырнуть туда, как в ванную. Вот только понежиться не удастся – смоет как в унитазе.

Часто встречаются пещеры. Большинство из них естественного происхождения.

Но некоторые пещеры рыбаки достраивают своими руками, чтобы проводить там время пока заброшены снасти или бушует океан. В одной из таких пещер мы знакомимся с Мустафой – местным рыбаком, который очарует нас хорошими манерами. Он скромен, приветлив, и не пытается срубить с нас денег. По местным меркам – просто аристократ.

Но пещеры пещерами, а мы ищем пляж, поэтому едем вдоль берега еще несколько километров, пока не находим чистейшие пески, где наконец разбиваем лагерь. Дуамем, чем ужинать. Вспоминаем про рыбака Мустафу и о том, что у нас есть коптильня. Ну как тут не закоптить на ужин пару свеженьких рыбок! Юля с Лешей остаются в лагере, а Олег с Оксаной едут на «рыбалку». Сначала к Мустафе, но у него рыбы нет, потому что непогода. Рассказывает, где можно купить рыбу – на городском пляже. Это мы и так знали. Едем туда. По дороге встречаем местных жителей, которые что-то едят из рыболовной корзины. Спрашиваем, не рыбаки ли они, и нет ли у них рыбы на продажу. Здесь это звучит как «Ашет ле пуассон». Рыбы нет, но могут угостить тем, что едят сами – какими-то моллюсками, похожими на человеческие пальцы. Олег не напрягаясь съедает один, полив его заботливо предложенной долькой лимона. Оксана морщится, отвернувшись. Денег с нас не просят, но и рыбы у них нет. Едем дальше, на городской пляж. Далеко, однако, успели уехать оттуда.

На рынке за 2 рыбины просят 300 дирам (1100 рублей). Идем к другому рыбаку – 150 дирам. Делаем круг по рынку и возвращаемся к первому – у него уже 50 дирам (180 рублей). Можно продолжать, но мы очень голодные и согласны на 50 дирам, поэтому просим почистить рыбу и упаковать в лёд. Прибегает другой рыбак и чистит купленную рыбу, после чего просит десятку сверху. Мы несогласны, так как договорились на полтинник с первым рыбаком уже за чищенную рыбу. Они кивают друг на друга, мол рыба его а чистил я, и грамотно разводят нас еще на пятерку. Обидно. Тут надо отметить, что все общение происходит на языке жестов, пальцев, рисунков на песке и танцев вокруг рыбы, поэтому каждые 5 дирам стоят нам полчаса времени. Отдаем 55 и едем кушать.

Русская коптильня на ольховых щепках превращает дораду в такое блюдо, которое в Марокко даже принц, небось, не пробовал!

К вечеру встречаем Мустафу, который слоняется по окрестностям от безделья (нет рыбалки, штормит). Мустафа здоровается за руку с Олегом и тянет руку остальным. Надо сказать, что в большинстве случаев мы немного брезгуем жать руки неизвестным марроканцам. Какие-то они обычно непривлекательные. То зубов нет. То есть, но черные. То грязь под ногтями, то болячки, то еще что. При этом все они тянут руки здороваться. Соответственно, мы иногда обижаем своей брезгливостью местное население, а что делать! Но с Мустафой все ок, все жмут его черную от загара руку. Хотя он и сам особо не навязывается – уважает чужие традиции и вообще настолько деликатен, будто свалился с другой планеты.

Рассказываем инопланетянину про наше кругосветное путешествие, показываем фотки. В ответ Мустафа показывает нам вход в красивые пещеры и приглашает к себе пить мятный чай.

Лезем в пещеры. Через небольшую дыру под ногами можно попасть в длинный и узкий ход, который несколько раз поворачивает из стороны в сторону так, что в итоге становится очень темно и страшно. После этого под ногами становится мокро, скользко и начинаешь вообще жалеть о том, что сюда полез. Сам Мустафа, кстати, и не стал спускаться, а просто показал вход и ушел к себе. Но нам же интересно, мы идем дальше и находим пещеры! Они вымыты волнами в отвесном скалистом берегу. Отсюда можно смотреть на прибой, который прямо у подножия пещеры превращается в пену и улетает с ветром вверх.

Минимум час мы смотрели отсюда на океан, пока окончательно не стемнело. Ехать к Мустафе пить чай никто не хочет. Вообще, кстати, после любого контакта с марокканцами все смазывают руки дезинфицирующим санитель-гелем. Только Олег рвется вкушать местный колорит – есть сырых моллюсков и пить мятный чай.

Выбрались на поверхность – темно. Пытаемся выехать на трассу но понимаем, что уехать отсюда в темноте можно только той же дорогой, что приехали. То есть, мимо Мустафы. Крадемся тихонько, но маскировка не удалась – Мустафа машет нам сигнальными огнями «сюда, сюда»! Делать нечего, едем к Мустафе. Олег выходит, остальные выходить не собираются. Но то, что мы увидели, заставило нас стыдиться своих намерений – Мустафа накрыл стол и весь вечер держал на нем пять горячих чашек мятного чая. Все время пока он нас ждал, а это – несколько часов, пять горячих чашек чая были наготове. Как ему это удавалось – неизвестно, но чай нас ждал свежий, только что разлитый, ароматный и сладкий. Нас это тронуло до слез, мы повылазили из машины и сели напротив его пещеры за его столик.

Пещера Мустафы – рукотворная. Естественные пещеры иногда заливает прибой, а тут – сухо и не страшно соорудить себе спальное место. Мустафа обитает здесь лет двадцать, уходя домой в семью только на ночь, да и то не всегда. Периодически мимо этой пещеры проезжают экспедиции с фотографами и журналистами, которые потом пишут о Мустафе репортажи в крутых журналах для путешественников. Мустафа собирает такие статьи и очень ими гордится.

Отец Мустафы умеет лечить людей горячими камнями, травами, какими-то своими рецептами, некоторые приемы занет сам Мустафа. Берет Юлины руки и начинает на левой, потом на правой сдавливать место между указательным и большим пальцами. Говорит, что Юля очень скована, напряжена. Понятное дело, сидишь тут с аборигенами, пьешь какую-то шнягу! Подержав таким же образом Оксанины руки, про левую говорит, все хорошо, но на правой замечает небольшие проблемки. Говорит, это из-за постоянного сидячего положения. Машина? Наверное.

Тепло прощаемся с Мустафой, уезжаем. По дороге обсуждаем, какой Мустафа был необычный, приятный и интересный. И даже денег не попросил. А мы и не дали. Надо было хотя бы сувенир ему тогда подарить. А что, собственно, нам мешает-то? Разворачиваемся, возвращаемся. Дарим ему подставку для ручек из бересты. На ноуте с помощью Яндекс.Картинок показываем, что такое берёза и что такое береста. Мустафа удивляется подарку, а мы – интернету, который даже тут отлично работает.

Прощаемся во второй раз и едем дальше той же дорогой, что ехали днем, но нас уже ждет засада. Дело в том, что вечерняя прохлада превращает брызги и испаренную воду из океана в росу, которая садится на песок и делает его мокрым. Мокрый, но рыхлый песок – явление уникальное – ехать по нему нереально. Начали застревать просто на ровном месте, даже без пассажиров.

На помощь уже бежит Мустафа, машет своим фонариком. Он как раз шел домой мимо.

Говорит, что надо выехать на сухой песок, показывает, где это. Чуть выше того места, где мы застряли, на возвышенности, туда влага еще не добралась. В гору? Это уж точно никак! Если только еще немного спустить колеса … Спускаем колеса на глаз, примерно до 0,5. Кое-как наискось штурмуем гору и добираемся до сухого песка, а там и до асфальта. Находим светлую площадку возле какого-то банка и накачиваем обратно.

Оксана кормит колбасой бедных местных кошек, еще раз поражаясь тому, какие они ободранные и как сильно боятся людей. Такое ощущение, что люди их тут нещадно бьют.

Едем опять в ночь, через несколько сотен километров всех клонит в сон. Съезжаем с трассы в сторону океана. Выбираем место в свете фар. Олег раскладывает палатку, но спит в ней один, так как остальные боятся шуршащих и шевелящихся кустов, постоянного треска, шелеста и писка. Соответственно, трое спят в машине, открыв немного окна для притока воздуха. В результате все кроме Олега просыпаются искусанные комарами и мошками. Олег же в палатке прекрасно высыпается, надежно защищенной противомоскитной сеткой.
Делаем выводы.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

23 комментария: Отчет 12. Марокко, день 2.

1. Виталий говорит:

«Надо сказать, что в большинстве случаев мы немного брезгуем жать руки неизвестным марроканцам… Но с Мустафой все ок, все жмут его черную от загара руку»

и тут же

«Ехать к Мустафе пить чай никто не хочет (с ним и здороваться-то не стали, брезгуем)»

Все же вам надо определиться – пожали вы ему руку или побрезговали???

• Оксана Радул говорит:

Косяк :)
      Отчет писали два разных человека, у каждого свое мнение по этому вопросу. Даже долго спорили. Сложно за всех сразу писать об отношении к чему-либо. В итоге пришли к единому мнению, но остался косяк в тексте. Теперь убрали, все ок.

• Juju говорит:

Хотелось бы увидеть отчет который написал Мустафа)

• google.com Сергей Клепцов говорит:

Конечно, это так важно, Виталий. Все должно быть четко и логично! А то непонятно здороваются или не здороваются. Так вообще можно усомниться в кругосветке они или просто дурят нас. Надо еще проверить! Молодец, правильно подловил.

• facebook.com Олег Радул говорит:

Да ладно уж иронизировать-то!
        Была нестыковка, убрали нестыковку. Отчет от этого лучше становится.

У нас вообще реальная проблема в Марокко была с брезгливостью со стороны женщин.
        Они ни с кем не здоровались, чем сильно обижали аборигенов. Не хелперов, а хороших людей, которых тут тоже немало.
        Чай Мустафы вообще вылить собирались!!! Не дал. Сам выпил.
        Ну и так далее из разряда «лучше уж я корейскую лапшу буду есть, чем шашлык и картошку фри, которую мне повар руками в тарелку положил».
        Я написал, что они всем брезгуют, на что со мной тут начали тут же спорить – нифига мол, поздоровались мы с ним! Пришлось поправить. Факты же все-таки. Да вот не везде исправил.

• facebook.com Andrey Svechnikov говорит:

Ух ты, только наткнулся на ваш отчет о кругосветке! Читаю запоем! Сам очень люблю путешествовать, побывал во многих уголках мира. В Марокко тоже был несколько раз, читаю – и словно сам возвращаюсь в свои путешествия!

Здороваться за руку у марокканцев вообще традиция. Даже гаишник, когда останавливает, первым делом жмет водителю руку, а уже потом штрафует. :) По началу это кажется очень необычным. А уж если марокканец приглашает тебя к себе в жилище и угощает чаем – то это высшая степень расположения к гостю! Меня тоже приглашал один марокканец к себе домой в Эль Джадиде, чаем угощал. :)

Если уж вы такие не брезгливые, то обязательно надо было сходить в городской хамам! :) Не тот хамам, что обустраивают в разных дорогих отелях по всему миру, а именно в колоритный, национальный, куда ходят все местные жители. :) Впечатлений от посещения такого места хватит с головой… :)

• Juju говорит:

Миром правит фотошоп))

2. Виталий говорит:

Я тоже с целью «наличия фактов» просил уточнить. Спасибо. И еще – последний отчет хорошо бы убрать под кат, как вы делали в предыдущих записях, а то он сразу в несвернутом виде вываливается в блоге. Траффик все-таки )))
    А вообще молодцы, что решились на такой дальняк. Сам только что вернулся с автопробега по Европе, но дальше Австрии и Чехии пока не решился. Так что по-доброму завидую!

И еще – большая просьба побольше рассказывать про саму L200: как она ведет в дороге себя на том или ином покрытии, как управляемость на трассе, рулежка, как с парковками в городах, какой расход по топливу, какие поломки уже были, как на счет комфортабельности, особенно тех, кто сидит сзади и тяжело ли водителю, не устает из-за не слишком удобного водительского кресла, какие взяли запчасти и расходники в дорогу, есть ли жор масла и т.п. Поподробнее эти моменты, если не сложно. Почему интересно? Сам хочу взять осенью «эльку», и планирую ее использовать в путешествиях, да и другим будет полезно.

p.s. сколько километров от начальной точки уже намотали?

• facebook.com Олег Радул говорит:

Отвечу по пунктам кратко. Если будет возможность, про машину распишем отдельным отчетом.

1) Убирать последний отчет под кат смысла нет – все равно все идут почитать именно последний отчет. По этой же причине под кат убраны остальные (прочитанные) отчеты – экономия трафика.

2) L200 – очень надежный аппарат, убить нереально (тьфу-тьфу), в поворотах немного неустойчив (у нас же еще колеса большие стоят), но по прямой едет отлично. Засадить очень сложно. Хотя мы старались. И даже получилось пару раз, но обошлись без трактора :)

3) Расход топлива некислый – 11 литров. Вот думаем, то ли это из-за скорости 130 по трассе, то ли из-за нагруженности под завязку, то ли внедорожная резина, то ли большие колеса. Наверное, все вместе. По Москве было меньше 10.

4) Сзади ехать очень удобно. Среди всех пикапов – первое место. Зато спереди – ровно наоборот. Надо было сразу купить нормальное сиденье. А теперь придется покупать новую жопу :о)

5) Бери для путешествий – не пожалеешь.

6) Проехали 14000 кругосветки, всего 21000 на спидометре.

• mail.ru Клуб L200 говорит:

Виталий!
        Приглашаю в наш Клуб L200, где можно ближе познакомиться с автомобилем данной марки, узнать всё о машине, её преимущества и принять участие в жизни Клуба.
        наш адрес: http://club-l200.ru/
        наш форум: http://club-l200.ru/forum/index.php
        + у нас работает партнерская программа с Рольф-Диамант, где вы сможете приобрести автомобиль с Клубной скидкой.
        Олег!
        По поводу передних сидений.
        Под передние сиденья можно поставить проставки 4см. подробнее можно почитать тут: http://club-l200.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=208
        реально становится комфортно, проверено(!), раз уж специальная темв на форуме.
        а вообще…парни заморачивались и меняли сиденья(не кожа) на сиденья от Outlander XL, отличная боковая поддержка!

3. google.com Сергей Клепцов говорит:

Можно пост начинать как настоящий борт журнал «день 30й, 19677 км на спидометре, Марокко, ХЗ где, gps координаты …»

4. Роман Ерошин говорит:

СВ опередил с просьбой указывать gps-координаты :) Небольшая подпись под фотографией позволит рассмотреть место со спутника, для читателей блога получится что-то вроде сервиса Panaramio, но с полноценным погружением в путешествие. Делать так для всех фото – лишнее, но для «знаковых» – стоит того.

• google.com Сергей Клепцов говорит:

Пока вот так выглядит рабочий вариант карты кругосветки а) первоначального маршрута (фиолетовый ), б) наложенным фактическим движением (синий) по gps трекам и в) фактическим местоположением (логотип ВДГБ, простите за скромность) когда кругосветчики отмечаются в Гугле (не автомат). По океану местоположение будем предполагать.

5. Миша говорит:

Сергей Виталич, молодец (как знакомец) ну и все остальные участники регаты, конечно, Люди с большой буквы. Только наткнулся на ваши отчеты, идея просто супер, изъездил немало, но дальше европы не забирался, машине выносливости и терпения, вам – удачи и позитива! не совсем пока мне понятны прыжки через океан где нет паромов – почитаю матчасть, Клепцов – вперед!

6. Андрей говорит:

Красиво! Очень красивые виды моря!
    Рыбы жареной захотелось… :)

7. Андрей говорит:

вот это клааааасс! да, природа великолепна вне зависимости от уровня жизни вокруг!
    Мустафа прекрасен, молодцы, что вернулись к нему с презентом)

8. Soarer говорит:

Коптильню в Пятёрке брали? У меня такая же – классная вещь на отдыхе! И рыбу и мясо туда хорошо.

9. Yulia говорит:

Где нашли такой обалденный пляж в Марокко?)

10. Skoropadskaya говорит:

а Вы правда являетесь экспертом в по этой теме? я часто захожу на radul.ru